При слове «стратегия» у части предпринимателей наверняка по спине пробегает неприятный холодок. Это понятие большинству кажется очень сложным, хотя в его необходимости редко кто сомневается. Владельцы бизнеса мучаются и не знают, как подойти к созданию стратегии, а иногда и вовсе считают, что они слишком мелкие для того, чтобы думать об этом. Эксперт по стратегии в бизнесе Святослав Бирюлин не раз видел и тех, и других. Он считает, что стратегия — это инструмент, который совершенно незаслуженно возвели в несоответствующий ранг, что все намного проще. На очередной встрече Клуба Про бизнес автор семи бизнес-бестселлеров и эксперт бизнес-школы LEAD IT объяснил, что создать стратегию можно, ответив на пять важных вопросов. Публикуем важные тезисы выступления.
Мне кажется, что-то пошло не так, когда в 50-е годы прошлого века стратегией впервые стали заниматься ученые. У бизнеса появился запрос: дайте нам инструмент. А ученые — это те люди, которые превращают в науку все, к чему прикасаются. Потому что какая главная задача любого ученого? Помочь бизнесу стать эффективнее? Нет, задача ученого — написать монографию и диссертацию, в которой обязательно должна быть научная новизна. Мне нужно, изучив опыт работы большого количества компаний, найти (или придумать, если не нашел) какую-то идею или инструмент и сказать, что с применением этого инструмента бизнес станет эффективнее. Но это наука, которая сама по себе ничего не объясняет. Она пытается обобщить чей-то опыт и найти там какие-то общие для всех компаний инструменты.
Кроме того, любая компания — это организованная деятельность на закрытие потребностей людей, не работающих в компании. Закрывают их путем создания уникальных ценностей, которые мы предлагаем клиенту, чтобы он нам заплатил. А чтобы решить эту задачу, используют источники ценностей — активы, пассивы, ресурсы… Результатом деятельности, если все использовать эффективно, становится либо рыночная оптимизация, либо долгосрочная прибыль. Подчеркну слово «долгосрочная». Так работает любая организация (кстати, не только коммерческая). И если мы говорим сами себе о том, что нужно что-то поменять в компании, этого уже достаточно, чтобы разработать стратегию.