Электронный аукцион — одна из процедур госзакупок, которая сегодня широко используется госорганами и организациями при проведении закупок товаров, работ и услуг. Бизнес часто участвует в таких аукционах. Бывают случаи, когда у компаний возникают вопросы, связанные с проведением закупок, в частности, о том, как защитить свои права в случае нарушения законодательства при проведении процедуры. Юрист GRATA International, Belarus Юлия Стефанович ответила на основные вопросы в статье «Про бизнес».
В случае, если в аукционных документах содержатся требования к участникам электронного аукциона, которые не предусмотрены законодательством, в частности, Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 N 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», либо аукционные документы не соответствуют законодательству по иным основаниям (предмет государственной закупки описан не в соответствии с законодательством (ст. 21 Закона о государственных закупках), иные нарушения) можно обратиться на выбор:
При этом нарушения законодательства, допущенные заказчиком (организатором) электронного аукциона в аукционных документах, должны нарушать права и законные интересы заявителя, что следует обосновать в заявлении или жалобе (п. 1 ст. 51, п. 3 ст. 52 Закона о государственных закупках). Например, предложение заявителя отклонено в связи с несоответствием какому-либо требованию к предмету государственной закупки, а установленное требование, которое стало основанием для отклонения предложения, не предусмотрено законодательством.
При этом важно не пропустить сроки для обращения. Любое юридическое или физическое лицо вправе обратиться с заявлением (уведомлением) о нарушении прав к заказчику (организатору) электронного аукциона либо с жалобой в МАРТ в части аукционных документов только до истечения срока подготовки и подачи предложений (абз. 1 п. 1 ст. 51, абз. 2 п. 2 ст. 52 Закона о государственных закупках).
Участник электронного аукциона вправе обратиться с заявлением (уведомлением) о нарушении прав к заказчику (организатору) электронного аукциона д о момента заключения договора либо до начала обжалования в МАРТ, в зависимости о того, какое событие наступит раньше (абз. 2 п. 1 ст. 52 Закона о государственных закупках), а в МАРТ в отношении аукционных документов — до истечения срока подготовки и подачи предложений (абз. 3 п. 2 ст. 52 Закона о государственных закупках).
Путем подачи жалобы в МАРТ (п. 2 ст. 52 Закона о государственных закупках). Жалоба в МАРТ может быть подана в период со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений, но не позднее десяти календарных дней со дня уведомления участников о выборе участника-победителя (либо об отмене электронного аукциона, либо о признании его несостоявшимся). Жалоба в МАРТ также подается посредством электронной торговой площадки с использованием функционала личного кабинета.
Путем подачи иска в суд о признании недействительным электронного аукциона, проведенного с нарушением законодательства. Основанием для признания электронного аукциона недействительным является существенное нарушение законодательства о государственных закупках. К таким нарушениям можно отнести (п. 8 Постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 4 апреля 2007 г. № 25 «О некоторых вопросах судебной практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о торгах»):
Специальный срок для подачи иска о признании недействительным электронного аукциона, проведенного с нарушением законодательства, не установлен. Следовательно, в этом случае следует применять общий срок исковой давности в 3 года (ст. 197 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Специальный порядок судебного обжалования электронных аукционов законодательством не установлен. Поэтому при подаче в суд иска о признании электронного аукциона недействительным необходимо руководствоваться общими требованиями процессуального законодательства, в частности, Хозяйственного процессуального кодекса.
Поскольку документы и (или) сведения, содержащие информацию о соответствии участников требованиям законодательства, установленным для выполнения определенных работ (оказанию услуг), в том числе требованиям по наличию лицензии, включаются во вторые разделы предложений участников, которые рассматриваются после проведения торгов, заказчик аукциона правомерно допустил участника, не имеющего лицензии, к проведению торгов и правомерно отклонил предложение такого участника после рассмотрения вторых разделов предложений.