«Про бизнес» уже рассказывал два года назад о путешественнике и предпринимателе Алексее Анушкине. Тогда он поделился, как возит белорусов по всему миру. Но за это время Алексей многое осознал и переосмыслил. Во времена больших перемен такой опыт особенно ценен. Поэтому мы решили копнуть историю 29-летнего предпринимателя глубже. В соцсетях Алексей называет себя дизайнером впечатлений, но нам кажется, что парень больше похож на белорусского Уолтера Митти. Читайте, к каким выводам он пришел, объездив 50 стран мира и организовав 3 бизнеса.
— С самого детства родители прививали мне любовь к исследованиям и приключениям: пешие походы, байдарки, рыбалка и прочие активности — это то, что меня заряжало еще ребенком. Не могу сказать, что вместе мы много чего объездили, но все же на отдых нередко выбирались: Турция, Черногория, Чехия и другие популярные курорты. Мой отец, историк по образованию, в таких поездках всегда рассказывал мне много занимательных вещей, поэтому интерес к миру только возрастал. Несмотря на тягу к познаниям, в юности я все еще понятия не имел, чем конкретно хочу заниматься, но, чтобы не пойти в армию, после школы решил поступать на экономический факультет БГУ по специальности «управление недвижимостью».
Этот вариант мне показался самым компромиссным среди всех, но, став студентом, быстро понял, что обучение в ВУЗе — это просто набор сухой теории и скучных зачетов. После первого курса решил, что пора начать зарабатывать, потому что молодость бьет ключом, а на карманные расходы денег мне никто не дает. Сначала я работал официантом, а потом устроился в агентство недвижимости на зарплату в районе $ 300. Мне казалось, что я просто красавчик, потому что совмещаю работу с учебой и получаю неплохой доход. В этой компании задержался на год, пока не пришел кризис и штат не сократили. Получился хороший опыт, который подсказал, что работа в найме точно не сможет закрыть все мои потребности и желания в будущем.
После возвращения в Беларусь через родительских друзей устроился преподавателем в школу юных инженеров, потому что мне было прикольно и дальше работать с детьми, обучая их чему-то новому. Это было интересно, но по деньгами совсем грустно. Тогда снова стал искать варианты поехать куда-то еще. В процессе поисков наткнулся на интересную программу в Китае, где молодые ребята со всего мира приезжали, чтобы создать летний лагерь для детей из местной элиты. В этот раз сыграл мой опыт вожатого, работа с детьми в Европе и хороший английский. Я съездил на 2 лагерные смены по 3 месяца, где занимался организацией детского досуга. Мне платили примерно $ 1000 в месяц, что тогда казалось очень солидной суммой.
Конечно, было очень страшно делать тур самому, поэтому я позвал партнера. Самыми чувствительными были вопросы с арендой жилья, транспортом и питанием, потому что это все нужно было бюджетно организовать и представить человеку, хотя тогда у нас не было ни сайта, ни соцсетей — только pdf-файл. Первый тур стоил всего 390 евро + авиабилеты и своя еда из Польши. Потом цена поднялась до 500, но все равно люди хотели его купить, ведь найти что-то дешевле было невозможно. Секрет в том, что все расходы делились на группу, поэтому высокие цены Исландии уже не казались таковыми. На первой поездке мы заработали около 1600 евро, разделили сумму с партнером и разошлись. Дальше я стал развиваться сам и благодаря сарафанному радио новые группы очень быстро формировались.
Грузинские предприниматели не очень привыкли много работать и внедрять инновации, поэтому выигрывать конкуренцию они предпочитают через банальный демпинг цен. Мне было очень сложно стабильно зарабатывать, потому что, во-первых, в Грузии меня никто особо не знал, а во-вторых, люди думали о простом бытовом обустройстве, а не о путешествиях. К тому же, имея возможность купить туры у местных в два раза дешевле, я не был особо востребован у русскоговорящих эмигрантов. До Грузии на турах я зарабатывал 1,5−2 тысячи евро в месяц, но здесь доходы упали до тысячи. Спасало то, что периодически меня находили всякие подработки. Например, я разрабатывал туристические гайды для известной блогерки Александры Митрошиной . Учитывая, что я тогда жил с девушкой и снимал арендное жилье, без стабильного заработка все имеющиеся накопления испарились за полгода, поэтому, все взвесив, я решил вернуться домой.
Как только разобрался с ментальным здоровьем, первое, что сделал, — вернулся к турам по Исландии и поднял цены в два раза. Однако поток людей остался прежним. Думаю, секрет в отложенном спросе, качестве программы и единомышленниках, которые собираются в туры. Я проводил много времени за изучением разных путеводителей, тематических сайтов, а еще каждый раз пробовал в стране что-то новое. В этом деле главное играть на ожиданиях клиента по законам театральной драматургии. Т.е. сначала ты показываешь самую скромную локацию, а к концу, наоборот, лучшее. Тогда и случается разрывной вау-эффект, который не оставляет шансов быть безразличным. Исландия — страна визуального восторга, поэтому таких мест там хватает.