В 2022 году профессии из сферы IT пользовались наибольшим спросом на белорусском рынке, однако в 2023-м популярнее оказались прикладные специальности. Такую тенденцию заметили специалисты образовательной платформы «Lerna». Специально для «Про бизнес» менеджер по маркетингу продукта Татьяна Ставпец и руководитель центра профориентации Екатерина Боровец показали, как и почему менялись предпочтения белорусов, а также объяснили, на какие профессии будет спрос в 2024 году.
Если рассмотреть динамику в разрезе направлений, то такие области в IT, как «тестирование», «Python», «аналитика», «1с разработка», «с++», «java», «машинное обучение» и «кибербезопасность», составили в 2023 году 82% от общей доли спроса. Тестирование просело на 8 процентных пунктов, а вот языки программирования: Java, PHP и Python остаются по-прежнему самыми популярными. Кроме того, растет потребность в защите данных и специалистах по кибербезопасности.
Почему люди заинтересовались прикладными профессиями? Если анализировать с преломлением на политическую и социально-экономическую ситуацию, отмечает Екатерина Боровец, то можно наблюдать тенденцию на развитие локальных брендов. Также в обществе все активней прослеживается стремление подчеркнуть свою индивидуальность. Именно поэтому высокую популярность приобретают небольшие производители одежды, студии по ландшафтному дизайну или мастерские по изготовлению изделий из кожи, ювелирных украшений.
Попасть в игровую индустрию хотят как мужчины, так и женщины. Чаще в возрасте до 25 лет. Исходный доход у них выше, чем у остальных групп: ориентировочно от 2000 до 3000 рублей. Большинство опрашиваемых респондентов были из разных сфер и не имели к творчеству никакого отношения. Таких людей мотивирует к смене профессии огромная любовь к играм и нереализованный творческий потенциал. Люди признаются, что их драйвит одна мысль, что они будут создавать анимацию, концепции, персонажей… Некоторые уже пробовали себя в геймдизайне или в разработке.
— Безусловно их нужно отслеживать, но не ставить во главу угла. Опираясь на выводы всемирного экономического форума, в ближайшие пару лет в топе будут аналитики. Сегодня такие специалисты не только визионеры и стратеги, а люди с hard-навыками в программировании и различных софтах. Однако, если, проанализировав статистические данные, вы делаете выбор в пользу топ-профессии, но понимаете, что она не будет приносить удовольствия, увы, больших денег вы в ней тоже не заработаете. Необходимо держать руку на пульсе, но выбирать сферу только исходя из искренних желаний и интересов.
Реальные знания — немаловажный фактор. Ни в коем случае нельзя отказывать претендентам на этапе предварительного просмотра резюме. Важно посмотреть кейсы и оценить реальные знания, провести глубинное интервью. В процессе стоит оценивать не только hard-, но и soft-скилы. Это гибкие навыки, которые характеризуют особенности человека и имеют значение в любой сфере: коммуникация, стратегическое мышление, адаптивность. Hard-скилы — твердые навыки, необходимые для конкретной профессии. Разработчик должен уметь писать код, а маркетолог — пользоваться инструментами веб-аналитики. Обращать внимание нужно и на то, и на другое, однако при этом помнить, что человек, который быстро обучаем, станет отличным членом команды даже, если глубинных знаний сферы не хватает.